Главная » Статьи » Древний Египет |
Палетка фараона Нармера Глубокой тайной является начало истории Египта. Существует несколько мнений относительно личности основателя государства со столицей в Мемфисе. Сейчас история в египетских школах начинается с личности фараона Нармера или Мины (или Хор Сома). Он объеденил Верхний и Нижний Египет (государство Кемет)и основал столицу в городе Хет-ка Птах (Мемфис). По некоторым сведениям он лишь начал процесс, продолженный его сыном Хор-Аха (боец Хора) и окончательно законченный при фараоне второй династии Хасехемуи ("Скорпион" - 80-ые-40-ые годы 27 столетия до н.э.). Имеется ещё упоминание о неком "Царе Скорпионе" ещё в более глубокой древности, ранее официальной версии на 200-250 лет. При определённой доле фантазии, некоторые египтологи объединяют Нармера, Мину (Менеса в позднем греческом прочтении) и Царя Скорпионов в одну историческую личность. Так или иначе, палетка фараона Нармера - самый ранний памятник династической истории Древнего Египта. Можно,конечно, встретить некоторое количество черепков с простейшим геометрическим орнаментом, образцы "ленточной" керамики, но все эти артефакты довольно сложно поддаются идентификации и точно не могут служить свидетельством установления государственности. И все атрибуционные признаки начала искусства налицо. И приславутая "регистровость", развившаяся из орнамента, и видимая простота невысокого рельефа, но всё же есть черты, которые (возьму на себя смелость) характеризуют палетку Нармера как памятник уже зрелого, даже можно сказать развитого, искусства. Во-первых размер. Несмотря на небольшой формат, памятник кажется довольно большим, даже монументальным. Этот эффект можно часто встретить только в сложившихся, с многовековой традицией памятниках. Например в гробнице Рамзеса II, где зритель воспринимает гигантские фигуры, как "игру масштабов" ландшафта и рукотворных скульптур. Проработка отдельных частей, сложное композиционное построение, множество деталей, очевидно сложившаяся манера говорят о том, что это образец явно не раннего искусства. Такими же вопросами задавались исследователи стеллы Нарамсуена и стеллы Коршунов в искусстве Месопотамии. Во-вторых символическая структура палетки Нармера. В отсутствие текста, чрезвычайно развита повествовательность рельефа. Здесь и оформленная атрибутика царя (жезл правителя, головной убор фараона Нижнего Египта), и символ Верхнего Египта (полоска земли с папирусом и головой), попираемого Хором, и наконец иконография человеческого изображения (глаз в профиль, торс - в фас, ступни в профиль), просуществовавшая вплоть до Позднединастической эпохи. Ещё одна немаловажная деталь - символическое построение перспектив, когда автор для придания объёма композиции помещает фигуры в таком порядке, что создаётся впечатление глубины пространства. Порядок этот тоже не в один день появляется. Это тоже следствие многовековой традиции изобразительного творчества. Сланец довольно редко встречается в искусстве Египта, вплоть до Нового Царства. Этот сложный в обработке материал не поле для экспериментов, когда речь идёт о фараонском заказе. Памятник не похож на "опытный образец освоения материала", скорее на нём можно констатировать черты явно оформленной художественной техники. Это особенно бросается в глаза, когда скульптор играет с высотой изображения, незаметно повышая или понижая рельеф, в зависимости от желания подчеркнуть ту или иную деталь или персонажа. Суммируя все малообъяснимые (с точки зрения истории искусства) черты палетки Нармера, можно смело предположить, что этот предмет - свидетельство развитой и многовековой художественной манеры. История не даёт нам внятного ответа на историю до Мины-Нармера, но качество самой палетки - явное доказательство существования цивилизации о которой мы даже приблизительно не имеем никакого представления. | |
Просмотров: 7155 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |